воскресенье, 6 марта 2011 г.

13. ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА







сли бы вы хоть раз бывали на улице, название которой давным-давно стерлось из памяти людей по прошествии долгого времени, тогда, несомненно, обратили бы внимание на небольшой деревянный домик, в который по вечерам возвращался его обитатель – невысокий мужчина с отталкивающей внешностью, и не менее отталкивающим запахом. Этот крохотный, но чрезмерно толстый человечек, открыв ключом входную дверь, на некоторое время задерживался на пороге, а потом нередко громко кричал: «Где ты, Свобода?!» А немного погодя нежным тоном едва слышно произносил: «Ах, вот ты где…», и запирал за собой дверь. В единственном окне его домика-сарайчика загоралась керосинка, и в тусклом свете можно было видеть радостно подпрыгивающий силуэт, что-то воздымающий в руках над головой.
Люди считали его умалишенным, однако никто доселе не знал всей правды о жизни нашего героя.
Всю свою долгую жизнь мужчина избегал толпы, никогда не был женат, не имел друзей и считал себя каторжным узником своего города, выдающего за кропотливый труд лишь жалкие гроши, которых только и хватало на пропитание.
Еще совсем молодой он приехал в этот город и поселился в купленном им за бесценок домишке. Целыми днями он расписывал кистью изготовленные на заводе детские игрушки, будучи талантливым художником, не выходя из дому, и лишь по ночам совершал долгие прогулки, когда все люди спокойно спали в своих мягких постелях. Он вкушал чистый и свежий воздух свободы, а после возвращался домой и, глядя в потолок, ожидал предрассветного стука в дверь, сулящего новую партию керамических медвежат и зайчиков. Его мечтой стала свобода, которой он не знал до приезда сюда и никак не мог познать за долгие годы, прожитые здесь.
В один дождливый день мужчина, еще не закончив свой дневной заказ, уснул, оставив игрушки на своем рабочем столе, а, проснувшись, пришел в ужас: стол был пуст, а каким-то образом сброшенные игрушки лежали безнадежно разбитыми на полу.
Ему нечем было компенсировать ущерб заказчику, он погряз в долгах соседям, давшим ему деньги под проценты. Мужчина лишился своего источника заработка, а для того, чтоб не сесть в тюрьму, устроился сразу на три работы, дабы расплатиться с нарастающими долгами. Утром он постригал кусты у богатых горожан, весь день разгружал вагоны с пшеном, а всю ночь, не смыкая глаз, сторожил склад презренных игрушек. Около двух недель ему потребовалось на сборы нужной суммы денег. Он рассчитался со всеми, кому был должен, и у него еще остались деньги, которых должно было хватить как минимум на месяц для пропитания. Но мужчина так устал, что единственный путь к спокойствию стал видеть в бутылке. На все оставшиеся деньги он купил много бутылок крепленого вина и не просыхал день ото дня.
Как-то раз, изрядно пьяный, он грузно лег на свою узкую кушетку и, засыпая, поднял мутный взор на свой некогда рабочий стол, на котором теперь стояло множество еще не откупоренных бутылок с вином. Вдруг он увидел, как какой-то зверек ловко запрыгнул на высокий стол и принялся скидывать с него бутылку за бутылкой. Те с грохотом валились на пол и вдребезги разбивались. Мужчина мигом протрезвел и вскочил на ноги. На пустом столе сидела громадная крыса, бусинками глаз без страха глядя в ошарашенные глаза мужчины. Первым, что пришло в его голову, было беспощадно раздавить виновницу стольких невзгод, но здравый смысл взял верх над злобой.
- Так вот кто мне учиняет урон.. - просипел мужчина и, выдержав задумчивую паузу, добавил, - и дарит мне свободу!..
Он улыбнулся крысе и медленно протянул ей свою ладонь. Та, не мешкая, вскарабкалась по руке на плечо и щекотно облизала ухо мужчины. Он захихикал, чувствуя себя мальчишкой, и снова присел на край кушетки.
- Я буду звать тебя Свободой. Теперь ты – мой первый и единственный друг.
Он свернулся калачиком и, нежно прижав Свободу к груди, погрузился в спокойный, глубокий сон.
Когда он проснулся от яркого, прорвавшегося через стекло грязного окна, лучика солнца, крысы рядом не было. Он осмотрелся вокруг. Осколки разбитых бутылок чудесным образом переместились к входной двери, а на табурете, стоявшем у изголовья кушетки, возлегал крупный кусок душистого хлебца. Мужчина не мог вспомнить, когда в последний раз ел, разменивая здоровье на пьянство, а посему жадно накинулся на все еще теплый, с хрустящей корочкой, завтрак.
«Такие хлебцы готовят лишь в пекарне, что за углом, но как же он оказался прямо здесь?» - задал себе вопрос мужчина, почти не жуя, проглатывая откушенные кусочки хлебца. Он на мгновение прервался, обнаружив, что на табурете, встав на задние лапки, сидит Свобода. Он помнил вчерашний вечер и каким именем нарек своего нового друга. Мужчина протянул крысе отломленный кусочек корочки. Свобода, словно крохотными рученьками с тоненькими маленькими пальчиками, взяла в лапки кушанье и разделила завтрак с мужчиной, к которому так сильно привязалась и которого уже дважды спасла.
Так зажили они вдвоем. Мужчине больше не приходилось ходить на заработки денег, он целый день посвящал прогулкам вдоль окраины со своей Свободой, а к вечеру возвращался домой. Свобода убегала по ночам на улицу, а по утрам возвращалась через свой потайной ход-отверстие между досками пола, принося кем-то утерянные монеты, которых хватало, чтоб жить и здравствовать. Мужчина ходил за покупками, и перед сном, и каждое утро они пировали. Для окружающих он так и остался несчастным отшельником, но никто не знал, насколько он был по истине счастлив.
Однажды мужчина сильно простыл, но Свобода принесла ему целебную микстуру, и он быстро поправился.
Наш герой прожил долгую и счастливую жизнь. Крыса принесла ему крысят, обустроив гнездышко в его старой рваной кепке, а когда те подросли, отправилась в последний путь, но оставила после себя одну самую умную и обученную наследницу, а та в свою очередь тоже, и так продолжалось многие-многие годы. Свобода сменялась Свободой, а мужчина сменился дряхлым, по мнению большинства, безумным стариком.
Когда улицу наполнил отвратительный запах тлена, источаемый маленьким домиком, дверь была взломана. На низкой узенькой кушетке располагались, свернувшись клубком, два трупика: маленького пухлого старичка и маленькой пухлой крыски. Все стены комнатушки были заполнены великолепными картинами: вот он молодой держит в ладонях кепку, а в ней - розовые крысята, вот они вцепились пальчиками в кусочек хлебца; вот крыса алым язычком облизывает ушко расплывшемуся в улыбке хозяину, а вот они сладко спят и видят чудесные сны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий